Субсидиарная ответственность - наверное самые страшные слова для руководителей хозяйственных обществ. Обычно долговые обязательства в деле о банкротстве, ложатся тяжким грузом на недобросовестных директоров. Ситуация осложняется также тем, что такую ответственность не спишешь в деле о банкротстве физического лица и она будет с бывшим директором до конца жизни, ну или пока он её не погасит. Я это к чему?
Недавно нам попался интересный спор, где мы представляли интересы одного из руководителей хозяйственного общества, которое упало в конкурсное производство.
Управляющий подал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности нашего доверителя, сумма была немаленькой - 16 миллионов рублей. Вменялось бывшему директору два основания для взыскания с него денежных средств - непередача бухгалтерских и иных документов (которое не позволило сформировать конкурсную массу и соответственно погасить требования кредиторов) и реализация ликвидного имущества в пользу общества без оплаты, где он также являлся директором
Что сделали в итоге мы с партнером?
1. Фактически восстановили бухгалтерскую и налоговую отчетность, где доказали, что активы в отчетность были внесены ошибочно, в связи с отсутствием документов. Предоставили иные документы, свидетельствующие о том, что обществом банкротом не приобреталось никакого иного имущества, и в принципе юрлицо хозяйственную деятельность не вело. Единственным активом было недвижимое имущество, которое было реализовано по рыночной стоимости.
2. В отношении второго основания, мы привели доводы, о том, что обозначенные юридические лица входили в единый холдинг, и то юрлицо на которое отчуждалось имущество (где директором, также являлся наш доверитель) был своего рода резервным фондом, для покрытия непредвиденных расходов (если одного из хозяйственных обществ, попадет в процедуру банкротства, как и произошло). Но быстро реализовать переданное недвижимое имущество не получилось, в связи с наложенными арестами в рамках уголовного дела против фактического собственника (не нашего доверителя), в результате этого руководитель которого мы защищали, не смог погасить сложившуюся задолженность.
Определение к сожалению пока только в резолютивной форме.